5 главных стереотипов о поколении Z

Трудности начинаются уже с определения — кого же мы называем поколением Z. Большинство специалистов обращаются к теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хова. Эти учёные уверены, что каждые 20-25 лет рождается новое поколение, у которого есть свои отличительные черты.
Проблема лишь в том, что их теория относится в основном к американскому обществу. Например, социологи причисляют рождённых в период 1982–2004 годов к предыдущему поколению, миллениалов, потому что в 1982 году в США случился пик рождаемости. При этом в странах бывшего СССР всё немного иначе: здесь миллениалами чаще называют тех, кто появился на свет в 1989–2000 годах. Поэтому не стоит забывать, что любое деление на поколения (особенно в СМИ, а не научных работах) весьма условно.
Ещё одна проблема — путаница между поколенческими проблемами и возрастными. Например, неумение концентрироваться — это проблема поколения Z или просто свойство, которое присуще подросткам в любые времена? Впрочем, и в этом вопросе мнения профессионалов тоже расходятся. Попробуем всё-так выделить несколько основных моментов, характеризующих современных подростков.
1. Они не представляют своей жизни без смартфонов и гаджетов
Действительно, сегодня вы вряд ли встретите подростка без смартфона. Если мы говорим о детях, которые родились после 2000 года, то и жизнь без интернета они не помнят. Социологи и журналисты часто называют это главной отличительной чертой поколения, потому что она влияет практически на все сферы жизни: учёбу, работу, личные отношения. Тем не менее, это не всегда говорит о том, что современные подростки лучше разбираются в технике, чем, например, поколения миллениалов или родителей миллениалов.
2. Они не помнят свободу в интернете
Миллениалам в этом вопросе больше повезло: ни родители, ни учителя, ни государство не уделяли столько внимания вопросам безопасности в интернете, когда они были подростками. С одной стороны, сегодня взрослые пытаются оградить детей от кибербуллинга и обсуждают необходимость введения предмета, на котором детей будут учить проверять источники информации. С другой — подросткам всё труднее скрыть свою частную жизнь как онлайн, так и офлайн.
3. Им неинтересен секс
Западные СМИ чуть ли не ежедневно публикуют исследования, в которых называют современное поколение Z самым равнодушным к сексу. Американские исследователи говорят, что нынешние 18-летние ведут себя больше, как их 15-летние предшественники. Причём касается это не только секса, но и других «взрослых» развлечений — алкоголя, вечеринок, вождения машины. Некоторые специалисты считают, что одним из важных факторов стал опять же интернет. Подросткам не нужно видеться с друзьями, чтобы общаться — для этого есть социальные сети. «Я из поколения бэби-бумеров, и, судя по всему, у нас было гораздо больше секса, чем сегодня», — пишет в The Atlantic Хелен Фишер, которая проводит исследования по вопросам секса и любви у американцев. Некоторые специалисты считают, что выводы о сексуальной жизни поколения Z делать ещё слишком рано. Всё же мы говорим о людях, которым сейчас не больше 20 лет.
4. Они не хотят поступать в вузы
Высшее образование теряет свою престижность и актуальность. Подростки всё больше задумываются об образовании онлайн, курсах, практиках и других опциях. Причин достаточно много: во-первых, чтобы освоить некоторые профессии, необязательно тратить несколько лет и приличную сумму денег. Во-вторых, главная претензия многих студентов к вузам — отсутствие практики и актуального опыта у преподавателей. Зачем пять лет тратить на высшее образование, чтобы потом прийти на работу и услышать «а теперь забудьте всё, чему вас учили». В-третьих, университет перестал быть главным местом для новых знакомств, часто с будущими коллегами. Сегодня налаживать сеть контактов можно на курсах, семинарах. Или опять же в интернете. Конечно, эти аргументы не работают, если подросток выбрал специальность врача или классического музыканта.
5. Доверяют блогерам больше, чем СМИ
Почти каждый подросток подписан в инстаграме и на YouTube на десятки блогеров. Согласно исследованию Google, 27% россиян 13-24 лет проводят онлайн более пяти часов в день, а 25% из них проверяют новые уведомления каждые полчаса. Интересно, что при этом подростки не чувствуют, что обязаны тут же отвечать на полученные сообщения. Это то, что, возможно, отличает их от миллениалов, которые реагируют гораздо оперативнее. Подростки чаще прислушиваются именно к видеоблогерам, потому что воспринимают лучше визуальный контент. Тем не менее, нельзя утверждать, что блогеры их главные и единственные инфлуенсеры. Подростки действительно доверяют блогерам больше, чем другие возрастные группы, но большинство (70% опрошенных) относится к ним скептически.