Чем опасны контролирующие родители

1. Они дают массу непрошенных советов

«Не оставляй тарелки в раковине», «Большие тарелки ставь слева», «Сейчас же» — не унимаются такие родители. Хотя у каждого из нас свой уникальный способ делать домашнюю работу, мыть посуду, расставлять тарелки. Подобные советы и указания подрывают чувство независимости ребёнка и показывают недостаток доверия к его способностям. Более того — они разрушают связь между детьми и родителями. Предлагать помощь нужно тогда, когда ребёнок оказался в сложной ситуации. Во всех остальных случаях необходимо молчать. Ошибки, сделанные ребёнком и исправленные им же, — прекрасное обучение. Ошибки, которые вы предвосхитили, не приносят пользы никому, кроме вас. В тот краткий миг, когда вам приятно от того, что тарелки обращены лицом на юг, а не на восток.

2. Они мешают детям проявлять инициативу

Контролирующие родители берут всё на себя: «Я сама это сделаю, иди поиграй», «Я сделаю это сама, когда вернусь», «Нет, не так, дай лучше я». Всё это мешает детям проявлять самостоятельность, инициативу, ошибаться и учиться на своих ошибках.

3. Они предлагают награду за правильное поведение

«За каждую убранную игрушку получишь конфетку», «Если будешь выгуливать собаку каждый день, я куплю тебе новые кроссовки» — нет ничего плохого, чтобы иногда праздновать успех ребёнка и дарить ему подарки. Однако такие повседневные дела, как уборка или выгул собаки, не должны восприниматься как героические или вознаграждаться. Они должны быть обыденными, потому что их так или иначе выполняет каждый из нас.

4. Они не дают ребёнку шанс разобраться

Контролирующие родители предлагают решение или правильный ответ до того, как ребёнок воспользуется шансом самостоятельно решить проблему: «Я посмотрю это слово в словаре, пока ты переписываешь слова для диктанта», «Дай мне карандаш, я тебе покажу», «Не так, а вот так». Не все ответы приходят сразу. Важно дать детям время подумать. Это покажет им, что родители ценят процесс поиска ответа не меньше, чем сам ответ.

5. Они не позволяют распределять время самостоятельно

Контролирующие родители не позволяют детям принимать самостоятельные решения: «Сначала сделай математику, а потом правописание», «Делай уроки здесь, за столом, чтобы я тебя видела», «В этом году иди на теннис, а не на бейсбол». Принятие решений — сложный процесс, требующий тренировки. Поэтому так важно давать детям возможность примерить на себя автономность и способность принимать правильные или неправильные решения и нести за них ответственность.